Я пожалуй не стану расписывать события, предшествующие первому ходовому дню, они имеют немного отношения к велофоруму.
Будем считать, что проснулся я в воскресенье на Поляне Азау в гостинице "Логово".
- Логово
- DSC00818.JPG (375.95 КБ) 30432 просмотра
Угадайте, кстати, сколько этажей в этом здании. В качестве входных данных был у меня предполагаемый трек маршрута и многократно подтвержденная информация о том, что на эти дни хорошей погоды не будет.
Ну и еще. Маршрут был рассчитан на облегчайзинг, поэтому был очень жесткий набор продуктов, вещей. Не было палатки и коврика, только лайтовый спальник на +10 и на всякий случай спас. одеяло.
День 1. Поляна Азау (2300) - пер. Хотютау (3500) - слияние р. Уллукам и Узункол (1600).
Выход на маршрут сопровождался приятной солнечной погодой. Горная прохлада и запах сосен после того, что творилось в Воронеже, а особенно в машине без кондея, были просто божественные. Начало пути совпадало с г/л трассой и трассой подъемника на склоне Эльбруса, но пользоваться подъемником было бы неправильно, есть же цель. Уклон там такой, что минут пять можно повыделываться, вкручивая в седле, но только затем, чтобы вспотеть, сбить дыхание и все равно спешиться. Я решил не выделываться и почти сразу пошел пешком. И тут проявился первый и самый главный сюрприз за всю поездку - ботинки натирают пятки при ходьбе в подъем! Они ж велосипедные, мне не доводилось их серьезно испытать в пешем варианте. Другой обуви нет, сланцы оставил в отеле. Ну для начала решил потерпеть, вдруг само пройдет. Но нет, все хуже и хуже, идти тяжело. Останавливаюсь, разуваюсь: уже готовы две довольно обширные водянки. А у меня лишь небольшой запас тонких пластырей, на мозоли я как-то не рассчитывал, не имел такого счастья уже не помню сколько лет. Основная мысль: вниз, домой? Ну нет
Мысленно матерю себя за сланцы и отсутствие рулонного пластыря, перебираю снарягу и останавливаюсь на флисовых перчатках, они дешевле всего. Режу одну на части, делаю две флисовых прокладки. Пластыри и сверху них такие прокладки - так можно хоть как-то идти. Выворачивая ноги, медленно, больно, но идти, еще километр вверх. Так насыщенно прошли первые метров 500 подъема до станции канатки "Старый кругозор". Оттуда надо искать тропу на ледник Большой Азау. Тропы я не нашел, пошел по-своему, затем увидел ее сверху, тропа приводит на небольшое озеро из талой ледниковой воды.
- DSC00821.JPG (322.73 КБ) 30432 просмотра
- DSC00824.JPG (304.84 КБ) 30432 просмотра
Из-за хрупкой вулканической породы все ледники и вся вода, стекающая с Эльбруса имеет такой вот цвет, с различными оттенками. После озера выход на ледник. Он почти "взрослый": открытый, с трещинами, для меня это было впервые. Тропа опять потерялась и вышел я очень неудачно: попал в зону серьезных трещин. Взгляд внутрь и отсутствие дна производили очень сильное впечатление, тем более, что никакой страховки нет и никто не знает, где меня искать. Все действия на леднике были очень медленными и нерешительными. Долго думал, вперед или в обход, решил все же в обход, пока присмотрел путь, пока слез, залез обратно уже в другом месте... Глядел на часы и понимал, что просрал уже все мыслимые и немыслимые полимеры, когда выйду на перевал вообще не понятно. Впрочем, зона трещин закончилась и дальше по леднику было даже приятно идти. Держит хорошо, ровно, уклон небольшой. Виден уже и перевал - совсем низкая каменная стенка, возвышающаяся надо льдом.
- "Ледяные грибы"
- DSC00827.JPG (602.99 КБ) 30432 просмотра
- DSC00830.JPG (308.13 КБ) 30432 просмотра
- DSC00832.JPG (335.65 КБ) 30432 просмотра
А напротив, на склоне Эльбруса, лежат останки упавшего вертолета, по словам встреченных туристов, упал он в 2007 или около того году. Что он там делал, я так и не добился ни от кого. Меж тем, я, опять выбрав неоптимальный маршрут, попал в очень неприятное место: обилие поперечных промоин, довольно глубоких, да еще и покрытых рыхлым свежим снегом. Это было очень тяжело, ведь еще велосипед перетаскивать. И видно, что внизу, если бы не поперся таким путем, есть нормальный ровный подход, но пока туда спустишься, потеряешь еще кучу времени, а перевал уже совсем рядом. Видно, что на нем маячат люди, довольно долго, и я вызываю у них определенный интерес. Ну с горем пополам подошел к стенке. Кажущееся вертикальным нагромождение камней без признаков тропы, но с явными следами присутствия людей. Сначала я растерялся, как туда лезть? Бросил велосипед, пошел типа в разведку. Выкарабкался наверх, если руки свободны, это несложно. На перевале уже никого. С некоторыми волшебными словами затащил велосипед. Фотки, завтыкания, как обычно на перевале.
- DSC00834.JPG (376.28 КБ) 30432 просмотра
- С перевала на ледник
- DSC00837.JPG (324.02 КБ) 30432 просмотра
Внизу вдалеке видны спускающиеся фигурки. А спуск примерно такой же, как и последний штурмовой подъем, надо корячиться на камнях и велосипед шибко мешает. Ну чем ниже, тем проще, потом еще халявный съезд по снежникам и вот на тропе сидят три человека из виденных ранее, кушают, ждут меня. Угостили своим перекусом, побеседовали. Дальше спускались вместе. За это время испортилась погода, накрыл дождик. Недолгий, но внятный, промокнуть успел. По крутой тропе спустились на пастбищную долину, пригодную для езды. Распрощался и поехал вперед, надо было наверстывать упущенное. По пути меня встретила оставшаяся часть их группы, как раз та, что смотрела на меня с перевала, когда я корячился на промоинах. Оказывается, они ходили на перевал радиально, налегке, в целом стоят стационарным лагерем и культурно отдыхают. Звали на ужин, но надо догонять график, ведь теперь велосипед вступает в дело.
- Долина Уллукам
- DSC00841.JPG (340.74 КБ) 30432 просмотра
Дорога вниз. Омрачает ее прошедший дождь и только что проехавший камаз-вездеход пограничников. Впрочем, грязи там, как таковой, нет - одна декорация. Зато есть лужи по втулки, пару раз я останавливался и спешивался аккурат посередине, но было уже все равно. Наконец, висячая долина, оставленная ледником, кончилась и начался действительно спуск. Вот где можно оторваться за все невзгоды этого дня. Быстро высыхают тормоза, перестают визжать на всю долину. Мысли в голове лишь о том, выдержат ли покрышки. Длится это минут 20-30, после чего открывается широкая долина уже полноценной реки Кубань и погранзастава. Время 8 вечера, пора становиться. Спрашиваю погранцов, где бы встать, предлагают подняться по соседней долине Узункола, там дескать есть турбаза. Поднялся, вижу пастушьи коши, все заперто, никого нет. А чуть в глубине леса действительно ухоженные гостевые домики. Этакие пастухи-бизнесмены. Но все под замком, а время уже такое, что ехать некуда. Но у одного гостевого домика есть чудный навес, по крайней мере, дождь не страшен, можно будет поесть и как-то дожить до утра. Осваивая навес, вижу, что у домика еще и незакрытый чердак и явно оставлена возможность туда залезть. Залез, а там просто рай: слой мин ваты, а сверху пароизоляция, а сверху пенопласт - видимо, утепеление крыши. Да какая ж красота. Пенопласт убрал, чтобы не поломать, а на остальное улегся. Было очень мягко и очень тепло. Только немного стремно при мысли о том, что будет если вдруг приедут хозяева.
- Лежбище
- DSC00846.JPG (202.83 КБ) 30432 просмотра
Итого 16 км пешки и 16 км вело